Медиа-ситуация в Донецкой области. Исследование

Медиа-ситуация в Донецкой области. Исследование

ИМИ  разместил результаты  исследования медиа-ситуации в Донецкой области.

Подробнее об исследовании  в видео.

По данным ИМИ, в 2014 году в Донецкой области было полностью разгромлено 28 офисов местных СМИ, десятки местных журналистов были вынуждены покинуть работу и уехать в другие города области или и другие регионы страны в результате конфликта на востоке Украины. Те СМИ, сейчас функционируют на неоккупированной территории Украины, в подавляющем большинстве принадлежат бывшим «регионалам», ДТЭК и «Метинвесту».

По состоянию на начало 2016 года, крупнейшим местным медиавладельцем является «Метинвест». В этом также заключается отличие Донецкой области от других регионов страны, где все же существовала конкуренция между различными собственниками — в Донецкой области подавляющее большинство СМИ фактически придерживается единой «партийной линии», хотя и позиционирует публично себя как «независимые» СМИ. Если раньше информполитика контролировалась партийными штабами Партии регионов, то сейчас местные СМИ ориентируются на владельцев — бывших «регионалов».

Еще одно отличие Донетчины от других регионов страны — это большое количество СМИ в райцентрах и малых городах. Например, практически в каждом городе области есть 2–3 местных телеканала, существующие при поддержке бывших «регионалов», в райцентрах есть по 8–10 печатных еженедельников. Такую насыщенность СМИ можно объяснить высокой индустриализацией региона.

Подавляющее большинство местных СМИ, в силу принадлежности к собственникам- «регионалам», движутся в русле единой информационной политики, включающей смесь мирной риторики, замалчивание войны как таковой, неспособности заметить российскую агрессию и снисхождения к пророссийской позиции. Контент местных телеканалов — это собственные новости, и фильмы и программы российских производителей, в информпространстве также присутствуют российские СМИ. Таким образом, местное население воспринимает сообщение всеукраинских СМИ через призму российского информпродукта.

В Донецкой области слабо развита сеть местных радиостанций — это, в основном, сетевые общеукраинские музыкальные форматы.

Спецификой региона является такое явление, как заводские многотиражки, которые весьма существенно влияют на информационное пространство, поскольку большинство жителей городов в той или иной степени связаны с работой на крупных предприятиях. Примером может служить бесплатная заводская газета краматорского завода НКМЗ, которая практически в каждом номере размещает новости о сотрудничестве завода с предприятиями РФ и проводит откровенно пророссийскую риторику. В итоге, такие многотиражки также является фактором пророссийской настроенности местных жителей.

По состоянию на сейчас, информационная сфера Донецкой области — это:

— Общенациональные каналы «Интер», «1+1», но «своими» местные жители все же считают ТРК «Украина» и 112-й канал, которые говорят понятными и привычными для жителей области посланиями, которые повторяются в местных СМИ;

— Местные телеканалы, которые принадлежат тем же «регионалам», например, в Мариуполе это Мариупольское Телевидение (МТБ) и «Сигма-ТВ». Эти два канала также принадлежат «Метинвесту», но позиционируют себя как городские телеканалы. Областное государственное телевидение «ДонТБ» даже не печатает собственной телепрограммы в газетах. Также не стоит забывать, что в каждом райцентре присутствуют по несколько маленьких телеканалов.

— Самые посещаемые местные сайты: 62.ua, 0629 Мариуполь (эти сайты являются франшизой, принадлежат частному лицу, не связанному с политикой), «ОстроВ», «Новости Донбасса», «Новости Краматорска», Общественное телевидение Донбасса, mariupolnews.com.ua (сайт, принадлежащий депутату городского совета Мариуполя Петру Иванову, который сейчас живет в Крыму, частично сайт финансируется «Метинвестом») и другие. В каждом райцентре есть как минимум по два-три своих сайтах.

— Печатные СМИ, еженедельники и коммунальная пресса: коммунальная газета «Краматорская правда» (учредитель Краматорский городской совет, тираж не указан), «Восточный проект» (учредитель ООО «Железнодорожное литье», тираж 10 000 экземпляров), «Публика» (учредитель Кононов, тираж 67 378), «Новости Краматорска» (издатель ООО «Салар», тираж 5800 экземпляров), «Технополис» (ООО «Катлайф», тираж 20 000), и не исключительно Краматорска газета «Я» (Учредитель Зубко С. А., адрес редакции зарегистрирован в Донецке, тираж 150 000). В Мариуполе крупнейшими газетами являются «Приазовский рабочий» («Метинвест», Мариуполь), «Ильичевец. Город» (корпоративное издание «Метинвеста» ), в Константиновке - «Знамя индустрии» (владелец — Борис Колесников).
— Заводские многотиражки, тираж которых достигает 15 тыс. экземпляров

— Местное радио — не очень развита сеть, также на регион вещает Громадьске радио.

Информационное пространство оккупированных территорий

В результате конфликта на востоке Украины, десятки СМИ Донецкой области вынуждены были прекратить работу. Те СМИ, которые продолжают функционировать на территориях подконтрольных так называемой «ДНР», откровенно пропагандистскими и антиукраинскими.

Так, на оккупированной территории функционируют четыре телеканала («Оплот ТВ», который функционирует на базе захваченного местного телеканала «Первый Муниципальный», «Новороссия ТВ» Губарева, который работает на захваченной частоте Юнион и «1 + 1», «Первый Республиканский», который вещает на частотах захваченного сепаратистами 27-го канала, и «Второй Республиканский», бывший ЮНИОН), а также работают российские телеканалы. Все украинские телеканалы на оккупированной территории были отключены летом 2014 года. Местные кабельные провайдеры, которых, по разным данным, около 200, также отключили все украинские телеканалы из сети, за исключением некоторых развлекательных каналов.

После восстановления вещания  украинских каналов на оккупированных территориях, по данным Мининформа, оккупированные территории могут просматривать следующие телеканалы: «1 + 1», «ЕспресоТВ», 5-й канал и Общественное телевидение Украины — Первый Национальный, а также  слушать Общественное Радио и  Радио-24.

Однако, покрытие неоднородно, и не все территории принимают одинаковый сигнал, где-то — это только радио, где-то — один телеканал. По словам представителей министерства, даже существующие башни восстановить трудно, поскольку они постоянно обстреливаются — поэтому восстановление передатчиков осуществляется на более удаленном расстоянии, и это усложняет работу. По словам местных жителей, у них нет доступа к украинским телеканалам, поскольку телебашня, расположенная в подконтрольном сепаратистам Донецке, имеет сильный сигнал.

На оккупированной территории выходит несколько печатных «рупоров ДНР», а именно — официальная газета «Голос народа», и газета «Новороссия». Действует несколько веб-сайтов: «Новости Донецкой Республики», «Донецкое Агентство Новостей» и другие, которые подают откровенную дезинформацию и пропаганду типа «Киев перебросил к линии фронта наемников из Латвии», а о власти группировок  пишут исключительно в положительном русле. Количество пользователей в соцсетях обоих сайтов — примерно 10–15 тысяч, количество мероприятий на самые сайты — до 40 000, как показывает счетчик на сайте.

В Мариуполе газета «Ильичевец» пытается давать хоть изредка критические материалы, а вот «Приазовский рабочий» использует джинсу в номерах, которые распространяются по подписке, а в номера с ТВ-программой (распространяемых в розницу) старается не размещать, возможно, опасаясь потерять читателей, большинство из которых покупает газеты ради программы.

В свою очередь, в «Ильичевце» не найдешь  упоминаний о местных властях, создается впечатление как будто ни мэра, ни городских органов власти в Мариуполе просто нет. То же касается и местного телевидения — МТБ. Надо заметить, что ни газету «Ильичевец», ни «Приазовский рабочий» не продают в газетных киосках в розницу, есть только субботние  многостраничные номера с телепрограммой. Их и читают горожане, другая большая часть тиража — распространение по подписке.


Результаты количественного анализа донецких СМИ



Одной из ключевых проблем донецкого медиарынка является практическое отсутствие плюрализма мнений, критических оценок и аналитики на местную тематику. В общем, уровень общественно важных материалов в анализируемых изданиях составил 23% от общего количества материалов, причем самый высокий уровень зафиксирован в печатных СМИ (27%), и самый низкий — на местном телевидении (20%).

Местные новости составляют 42% от общественно важных, остальные — новости всеукраинской тематики. Как и в других регионах, более трети местных новостей часто составляет информация о криминале или местные политические события, причем в последнем случае новости часто является заангажированными.

Теме АТО, несмотря на близость конфликта, посвящено всего 4% материалов, и это признают и сами местные журналисты. Очень немногие из них освещает события в зоне АТО, в Мариуполе, например, практически никто из местных журналистов не освещает происходящее за пределами города, где часто бывают обстрелы. 

Конфликтно чувствительным группам населения (переселенцам) посвящено в среднем 2% материалов от общего количества проанализированных.

В течение периода мониторинга, в контенте СМИ прослеживались настроения стигматизации специфических страданий, испытываемыми жителями  Донецкой областью, общий лозунг «услышать Донбасс» является одним из ведущих мотивов местных СМИ.

Еще одной особенностью местных СМИ является «лакированные» новости о деятельности городской администрации. Так, в среднем,  такие новости составили 26% от общего количества материалов, причем наибольший процент был зафиксирован в интернете — 43%, в прессе этот показатель составил 34%, и кардинально другой на местном ТВ — всего 1%. Соответственно, критических или аналитических материалов по отношению к местной власти, в анализируемых изданиях практически не было обнаружено.

С заказными материалами и скрытой рекламой ситуация несколько лучше — средний показатель по трем видам СМИ (телевидение, пресса и интернет) составил всего 6%, причем самый высокий уровень скрытой рекламы было зафиксировано в интернете (9% от общего количества материалов), в прессе этот показатель составил 7%, на телевидении — всего 2%.

Чтобы увеличить, нажмите на изображение:



 

0

Новости ДОНЕЦК / ЛУГАНСК ВСЕ
14:00
Боевики «ДНР» тренируются атаковать с моря
12:20
Шахтерам на неподконтрольном Донбассе задолжали зарплату за несколько месяцев
12:10
В Красном Луче «ЛНР» изъяла из копанки 15 тонн угля
22:00
Захарченко «национализировал» завод Ахметова в Горловке
20:35
Пенсионерка из Луганска рассказала подробности своего задержания «милиционерами ЛНР»
14:08
Захарченко говорит, что нашел возле своего дома бомбу
13:36
В центре Донецка взрыв - погиб человек 18+
21:34
В День Независимости ВСУ провели агитационную спецоперацию на неподконтрольной территории, - советник президента
20:18
Пушилин назвал поздравление Порошенко с Днем Независимости жителей Донбасса «верхом цинизма и безнравственности»
19:29
Проверка перевозчиков «ДНР» закончилась забастовкой
15:00
Как в Донецке заиграл гимн Украины
13:39
В Донецке запретили частным лицам продавать уголь в Краматорск и Мариуполь. Все через Захарченко
11:57
В районе Углегорска отсутствует мобильная связь
10:51
Житель Зайцево, который подорвался на растяжке, скончался от ранений
10:11
Подорвавшемуся на растяжке жителю Зайцево ампутировали конечности
14:47
В Лиге Европы «Шахтеру» досталась группа с «Брагой», а «Заре» – с «Манчестер Юнайтед»
14:09
В Авдеевке обстрелом повреждены два дома
14:00
Боевики «ДНР» тренируются атаковать с моря
13:39
Боевика, который еще не задержан, хотят повторно осудить на больший срок
13:22
На Донбассе в ходе боев погиб один военный, еще двое - ранены
13:12
Генштаб: За 2 года Россия в десятки раз увеличила поставки оружия боевикам на Донбассе
13:11
Пентагон: Военные учения России – это прикрытие для усиления вооружения в Украине
12:27
Боевики стреляли по КПВВ «Золотое» из российской снайперской винтовки - фотоотчет
12:20
Шахтерам на неподконтрольном Донбассе задолжали зарплату за несколько месяцев
12:10
В Красном Луче «ЛНР» изъяла из копанки 15 тонн угля
11:47
В Минске уже начались переговоры подгрупп по безопасности и экономическим вопросам
11:39
На шахте «Покровское» продолжается пожар, горняки получили до 60% ожогов тела, - Волынец
11:30
Депутат от БПП инициирует отставку Авакова
11:04
ОБСЕ опровергла заявление «ДНР»
10:40
В Минске сегодня снова обсудят отвод войск