Новости Донбасса
novosti.dn.ua
БЕСПЛАТНО – В App Store
скачать

В Донецкой области есть тенденция к замалчиванию информации в СМИ

В Донецкой области есть тенденция к замалчиванию информации в СМИ

В четверг, 18 октября, в Донецке были представлены результаты мониторинга региональных медиа, который проводился с 30 июля по 14 октября 2012 года.

Мониторинг проводил Комитет "Равенство возможностей" и мониторинговый проект Ассоциации "Общее пространство" в рамках Совместной программы Совета Европы и Европейского Союза (проект «Содействие европейским стандартам в украинской медийной среде»).

Выборка охватывает 227 СМИ, среди которых ведущие общенациональные медиа, а также телеканалы, газеты и интернет-сайты АР Крым и всех областей Украины.

В Донецкой области проектом руководил журналист Александр Соловей.

На фото: Соловей демонстрирует примеры публикаций в донецких СМИ

В его группу входили еще 4 эксперта, чьи имена в время презентации он называть отказался, опасаясь возможного давления на них со стороны представителей медиа, которые были включены в мониторинг.

В Донецкой области субъектами мониторинга стали газеты «Вечерний Донецк», «Донбасс», «Донецкие новости», «Жизнь», телеканалы «Донбасс», ДОДТРК «27 канал», «ЮНИОН» и интернет - издание «КИД», «ОстроВ» и «Новости Донбасса».

Основной целью мониторинга является демонстрация того как донецкие СМИ освещают ход предвыборной кампании в регионе.

Результаты мониторинга представлял кандидат политических наук, доцент кафедры политологии ДонНУ Кирилл Черкашин.

Руководитель группы Соловей представил журналистам свою интерпретацию полученных данных.

По словам Соловья, донецкое телевидение упорно доказывает, что в стране нет политической оппозиции, а есть только партия власти, которая дарит больницам медицинское оборудование, открывает детские площадки и строит аэропорты.



Присутствующие на мероприятии журналисты спросили у медиа-экспертов почему местные телеканалы и газеты игнорировали масштабный митинг оппозиции в центре Донецка, который состоялся на минувшей неделе, 11 октября (подробный отчет НД об освещении избирательной кампании донецкими СМИ на минувшей неделе читайте здесь).

Соловей заявил, что все митинги оппозиции в Донецкой области остались вне поля зрения местного телевидения и информация о них не попала на страницы газет.

Он уточнил, что местные газеты публикуют лишь интервью с лидерами оппозиции, когда те приезжают в Днецкую область.

Соловей подчеркнул, что только «интернет был на митинге» с участием Яценюка в Донецке 11 октября.

Отвечая на вопрос журналистов является ли это доказательством замалчивания определенных тем в локальных медиа, Соловей заявил: «Мне представляется, что в этом году нет установки на то, чтобы оппозицию дискредитировать, а есть позиция не замечать».

Он привел пример, когда телеканалы «Донбасс» и «ЮНИОН» освещали митинги чернобыльцев, а государственное телевидение - игнорировало.

«Мне кажется, что есть тенденция к замалчиванию, но это мое субъективное мнение», - добавил медиа-эксперт.

Присутствующие на мероприятии спросили Соловья о том какие местные СМИ он считает независимыми.

"Независимыми я могу назвать сайт Алексея Мацуки (Мацука - главный редактор "Новости Донбасса", прим. ред.). Сразу говорю плюс-минус. Независимым я могу назвать "Остров"... Больше всего себе свободы и независимости позволяют "Новости Донбасса". Они могут позволить себе быть независимыми. Какую-то степень независимости имеет "Остров," но эту степень независимости я не могу сказать", - заявил медиа-эксперт, сделав при этом ремарку, что это его личное мнение.

Соловей утверждает, что в местных газетах иногда находится место для оппозиции, но, зачастую, это место - рекламное.

Что касается местных интернет-изданий, то здесь эксперты констатировали, что представление информации в них серьёзно отличается от освещения событий на страницах газет и в эфире телеканалов, большỳю роль здесь играют «идеологические приоритеты» конкретных интернет-изданий.

Эксперты представили следующие выводы по видам медиа:

Печатные СМИ

Газета «Вечерний Донецк» свои предвыборные политические материалы посвящала деятельности практически исключительно Партии регионов, при этом оценка этой деятельности почти всегда была позитивной. Все другие партии – участницы избирательного процесса практически не упоминались. Следует отметить также и почти полное отсутствие негатива о каком-либо субъекте избирательного процесса на страницах этой газеты.

На страницах газеты «Донбасс» представленность субъектов избирательного процесса была более сбалансированной. Помимо ПР упоминались: Объединённая оппозиция, «Украина – вперёд!», УДАР, КПУ. Хотя, безусловно, по количеству упоминаний лидером была ПР, упоминавшаяся преимущественно в положительном контексте. Однако и упоминания Объединённой оппозиции в основном носили позитивный характер – положительных упоминаний больше чем негативных и нейтральных вместе взятых.

На страницах «Донецких новостей» из субъектов избирательного процесса упоминались только ПР и Объединённая оппозиция. При этом упоминаний первой было несоизмеримо больше чем второй. Контекст упоминаний ПР преимущественно позитивный, хотя нейтральных и негативных отзывов также хватало. Негативные отзывы о ПР составляют примерно одну четверть от всех отзывов о партии.
 
На страницах газеты Донецкой облгосадминистрации и Донецкого областного совета «Жизнь» ситуация была схожей с освещением деятельности участников избирательного процесса на страницах газеты «Вечерний Донецк»: явное доминирование упоминаний ПР, преимущественно в положительном контексте, другие партии упоминались мало. Следует отметить ряд положительных отзывов о КПУ и УДАРе, Объединённая оппозиция упоминалась редко, характер упоминаний о ней – только нейтральный или негативный.

Телеканалы

Государственный «27 канал» среди участников избирательного процесса упоминал только Партию регионов и только с положительными или нейтральными оценками, при этом положительные упоминания, безусловно, доминировали над нейтральными. Все другие партии практически не упоминались.



Точно такой же ситуация была и в эфире ТРК «Юнион». Единственное отличие – незначительное количество негативных отзывов о ПР. Деятельность других субъектов избирательного процесса практически не освещалась.

В эфире ТРК «Донбасс» ситуация было подобной положению на двух других проанализированных телеканалах: явное доминирование упоминаний о ПР (правда часть упоминаний на этом телеканале были негативными), почти полное отсутствие освещения деятельности других партий. Таким образом, можно констатировать, что вышеназванные особенности являются свойственными для всех трёх проанализированных региональных телеканалов Донецкой области.

Интернет-издания

На сайте «Комитета избирателей Донбасса» чаще всего упоминались Партия регионов и Объединённая оппозиция. Явный лидер по количеству упоминаний – ПР: больше всего нейтральных оценок, несколько меньше – положительных, негативных – незначительная доля. Упоминаний об Объединённой оппозиции также было немало, и также больше всего было нейтральных оценок, однако на втором месте с незначительным отставанием уже негативные оценки, положительных практически не было. Другие партии упоминались редко, преимущественно с нейтральными или негативными оценками.

На сайте «Новости Донбасса» явными лидерами по количеству упоминаний были Партия регионов и «Батьківщина». При этом, относительно ПР доминировали негативные оценки (в два раза больше чем позитивных, хотя и их немало). В случае же Объединённой оппозиции явно доминировали нейтральные упоминания (негативных и позитивных оценок немного). Другие «рейтинговые» участники избирательного процесса по сравнению с ПР и «Батьківщиной» упоминались нечасто. Некоторое исключение, пожалуй составляет только УДАР, отзывы о котором были преимущественно нейтральными или негативными.


 
Схожей ситуация была на сайте «ОстроВ»: больше всего упоминаний о Партии регионов и Объединённой оппозиции. Чаше всего ПР упоминалась с негативными оценками, несколько реже – с нейтральными, положительных оценок по сравнению с негативом небольшое количество. Среди упоминаний о «Батьківщине» больше всего было с нейтральной оценкой, некоторая часть – с негативной, положительные - практически отсутствовали. Другие политические силы упоминались не очень часто, как и на сайте «Новости Донбасса», преимущественно в нейтральном или негативном контекстах.

НОВОСТИ ДОНЕЦК / ЛУГАНСК ВСЕ
22:59
Что ждет Донбасс после саммита Байдена и Путина? ►
16:27
О добыче пресной воды для Крыма под Азовским морем придется забыть – Аксенов
11:41
«ДНР» похвасталась, что организовала более 5 тысяч автобусных рейсов за паспортами в Россию
11:23
«ДНР» заявила о 141 новом случае заражения COVID-19 за сутки
09:47
«ЛНР» сообщила о четырех умерших от коронавируса за сутки
23:15
По обе стороны КПВВ: коронавирус и другие новости 11 июня
19:22
В «ДНР» связали отказ от «Внешторгсервиса» с проблемами российского банка Курченко
10:49
За сутки в ОРДЛО зарегистрировали 186 случаев ковида
10:21
В «ДНР» назвали имя россиянина, которому передали проблемные предприятия
08:33
«ДНР» и «ЛНР» объявили о приходе нового «инвестора» на предприятия вместо «Внешторгсервиса»
22:40
По обе стороны от КПВВ: коронавирус и другие новости 10 июня
21:38
Глава «ЛНР» заявил о желании «судить» Протасевича на Донбассе «по законам военного времени»
17:48
В Донецке устанавливают новое колесо обозрения. «ДНР» уверяет, что помог Ямало-ненецкий автономный округ
15:30
Стало известно о «крахе» крупнейшей птицефабрики при «ДНР»
15:28
По прописке или паспорту РФ: «ДНР» напомнила, кого пропускает через «границу» с Россией и неподконтрольной Луганщиной
22:59
Что ждет Донбасс после саммита Байдена и Путина? ►
17:36
На Донетчине восстановили еще свыше 400 домов в прифронтовой зоне
17:23
Сурков заявил, что Минские соглашения и закон об «особом статусе» Донбасса написаны в интересах «русского мира»
16:27
О добыче пресной воды для Крыма под Азовским морем придется забыть – Аксенов
15:51
«Фан-зона 2021»: В Краматорске установили экран для трансляции матчей Еврочемпионата по футболу
14:55
На Донетчине открыли восстановленный мост между Бахмутом и Светлодарском
14:23
На неподконтрольный Донбасс отправили более 70 тонн гуманитарного груза
13:25
«Заместителя мэра» Луганска объявили в розыск
13:14
На Луганщине за сутки выявили всего семь новых случаев COVID-19
13:04
Телеканал «Украина» отказался от показа матча с участием сборной России
12:57
Глава МИД назвал условия нормализации отношений Украины и России
11:41
«ДНР» похвасталась, что организовала более 5 тысяч автобусных рейсов за паспортами в Россию
11:23
«ДНР» заявила о 141 новом случае заражения COVID-19 за сутки
10:47
Зеленский подписал закон, который разблокирует доступ к кредитованию жителей зоны АТО/ООС
10:28
На Донетчине за сутки коронавирус диагностировали у 84 человек